в корзине (0 шт.) на сумму (0.00)

08.11.2007: Исправленная хронология древних царств

Греческие древности полны поэтического вымысла, поскольку греки ничего не писали в прозе прежде, чем перс Кир завоевал Азию. Затем Ферекид Сирский и Кадм Милетский первыми стали писать в прозе. Ферекид Афинский, живший в конце царствования Дария Гистаспа, писал о древностях, и построил свою работу на родословиях, и считался одним из лучших составителей оных. Историк Эпименид продолжил, опираясь также на родословия; а Гелланик, бывший на двенадцать лет старше Геродота, построил свою Историю на преемственности или порядке смены жриц Юноны Аргосской. Другие излагали свои Истории на основании правлений царей Лакедемона или архонтов Афин. Гиппий Элейский примерно за тридцать лет до падения Персидской империи обнародовал краткий список олимпийских победителей; а примерно за десять лет до ее падения Эфор, ученик Исократа, составил Хронологическую Историю Греции, начиная с возвращения Гераклидов в Пелопоннес и заканчивая осадой Перинфа, в двенадцатом году царствования Филиппа, отца Александра Великого. Он изложил события на основе поколений, ибо счет по Олимпиадам тогда еще не велся, и не похоже также, чтобы тогда уже записывались годы правления царей. Мраморные скрижали Арунделиана (имеется в виду Хроника на Паросском Мраморе из коллекции лорда Аронделя — прим. перев.) были изготовлены через шестьдесят лет после смерти Александра Великого (в 4 год 128-й Олимпиады), но, тем не менее, в них не упоминаются Олимпиады; однако в следующую Олимпиаду Тимей Сицилийский обнародовал Историю в нескольких книгах, доведя ее до своего времени на основании Олимпиад, сопоставив эфоров, спартанских царей, афинских архонтов и аргосских жриц с победителями Олимпиад и приведя в соответствие, в меру своего разумения, Олимпиады, родословия, порядок смены царей и жриц и поэтические предания. А там, где он закончил, начал Полибий и повел Историю дальше.
Затем, вскоре после смерти Александра Великого, греки стали записывать поколения, царствования и порядок преемственности в годах и, принимая царствования и порядок преемственности равновеликими поколениям и считая по три поколения в сто двадцать лет (как следует из их Хронологии), они сделали древности Греции на триста или четыреста лет старше, нежели в действительности. И таково было начало Вспомогательной Хронологии греков. Эратосфен творил примерно через сто лет после смерти Александра Великого. Ему следовал Аполлодор, а этим двум следовали с тех пор все хронологи.
Но насколько недостоверна их Хронология и насколько ненадежной считали ее греки в то время, можно понять из следующих отрывков Плутарха. Одни утверждают, пишет он, 1 будто Ликург был современником Ифита и вместе с ним учредил Олимпийские празднества; среди них и философ Аристотель, который ссылается в качестве доказательства на олимпийский диск, который сохранял имя Ликурга. Другие, исчисляя время по преемственности спартанских царей, как Эратосфен и Аполлодор, заключают, что он жил немногими годами ранее первой Олимпиады. Поначалу Аристотель и прочие сделали его столь же древним, как и первую Олимпиаду; затем Эратосфен и Аполлодор и прочие сделали его еще более чем на сто лет старше; а в другом месте Плутарх 2 сообщает: Что касается свидания Солона с Крезом, то некоторые думают, что могут его опровергнуть на основании хронологии. Однако предание, столь известное и засвидетельствованное столькими лицами, и (что еще важнее) столь соответствующее характеру Солона, и столь достойное его высокого образа мыслей и его мудрости, я не решаюсь отвергнуть из-за каких-то хронологических сводов, как их называют, которые уже сотни ученых исправляли, но тем не менее все еще не пришли к чему-либо определенному, что позволило бы им примирить содержащиеся в них противоречия. Думается, что хронологи сделали законодательство Солона слишком древним, чтобы согласовать его с этой встречей. Для примирения таких противоречий хронологи иногда раздваивали исторические фигуры. Поэтому когда поэты сделали из Ио, дочери Инаха, египетскую Исиду, хронологи сделали ее мужа Осириса, или Вакха, и его возлюбленную Ариадну столь же древними, как Ио, и таким образом придумали, что были две Ариадны, одна возлюбленная Вакха, а другая возлюбленная Тесея, и два Миноса, их отца, и что младшая Ио была дочерью Иаса, что есть искаженное написание имени Инах. И так они придумали двух Пандионов и двух Эрехфеев, дав первому из них имя Эрихфония, в то время как Гомер называет первого Эрехфеем; и такими искажениями крайне запутали Древнюю Историю.
Что же касается Хронологии латинян, то она еще более недостоверна. Плутарх излагает сведения о происхождении Рима с большими неточностями, также как и Сервий. Все старые записи латинян были сожжены галлами, за шестьдесят четыре года до смерти Александра Великого; а Квинт Фабий Пиктор, старейший историк латинян, жил через сотню лет после этого царя.
Согласно Священной Истории Ассирийская империя была создана Фулом (Pul) и Феглаффелласаром (Tiglathpilaser) и просуществовала около 170 лет. И в соответствии с этим Геродот сделал Семирамиду всего на пять поколений, или примерно на 166 лет, старше Никотриды, матери последнего царя Вавилона (Babylon). Однако Ктесий сделал Семирамиду на 1500 лет старше Никотриды и выдумал длинный ряд царей Ассирии, имена которых не ассирийские и не имеют ни малейшего сходства с ассирийскими именами в Писании.
Жрецы Египта сообщили Геродоту, что Менес построил Мемфис и великолепный храм Вулкана в этом городе; и что Рампсинит, Мерид, Асихис и Псамметих дополнили этот храм величественными преддвериями. Однако маловероятно, чтобы Мемфис славился во времена Гомера, о нем не упоминающего, или чтобы строительство храма заняло более двухсот или трехсот лет. Царствование Псамметиха началось примерно за 655 лет до Рождества Христова, и я полагаю, что Менес заложил этот храм примерно за 257 лет до того. Однако жрецы Египта столь преувеличили свою древность до дней Геродота, что сообщили ему, будто между Менесом и Меридом (царствовавшим за 200 лет до Псамметиха) правили 330 царей, царствования которых заняли столько же поколений, то есть одиннадцать тысяч лет, и заполнили этот промежуток вымышленными царями, ничего не совершившими. А ко времени Диодора Сицилийского они настолько возвеличили свою древность, что поместили шесть, восемь или десять новых царствований между теми царями, о которых Геродоту они сообщили, будто те непосредственно наследовали один другому.
В царстве Сициона хронологи сделали из Аписа, Эпафа или Эпопея двух царей, которых они назвали Апис и Эпопей, и между ними поместили одиннадцать или двенадцать вымышленных имен царей, ничего не совершивших, и тем самым сделали его основателя Эгиалея на триста лет старше брата его Форонея. Некоторые сделали правителей Германии столь же древними, как потоп; однако до начала употребления письменности память об именах и деяниях людей едва ли могла сохраняться более восьмидесяти или ста лет после их смерти; и вследствие этого я не допускаю существования Хронологии событий в Европе ранее, чем за восемьдесят лет до того, как Кадм принес в Европу письменность, или событий в Германии ранее возникновения Римской империи.
Далее, поскольку Эратосфен и Аполлодор вели счет времени на основании правлений царей Спарты и (как явствует из их Хронологии, которой придерживаются и по сей день) отвели на семнадцать правлений этих царей из обоих родов, между возвращением Гераклидов в Пелопоннес и битвы при Фермопилах, 622 года, то есть по 36 1/2 года на царствование; и поскольку правления такой длительности для семнадцати последовательных царей одного рода нигде не встречаются на протяжении всей достоверной Истории, а цари при здравом подсчете царствуют в среднем лишь по 18 или 20 лет, то я установил время возвращения Гераклидов, используя последний способ подсчета, и отнес его примерно к 340 году до битвы при Фермопилах. И отнеся взятие Трои за восемьдесят лет до этого возвращения, согласно Фукидиду, а поход аргонавтов за одно поколение до Троянской войны, а войны Сесостриса во Фракии и смерть Ино, дочери Кадма, за одно поколение до этого похода, я составил следующую Хронологическую Таблицу, дабы привести Хронологию в соответствие с законами Природы, Астрономией, Священной Историей, Геродотом, отцом Истории, и с ней самой, устранив многочисленные противоречия, на которые жаловался Плутарх. Я не утверждаю, что она точна до одного года; в ней могут быть ошибки в пять или десять лет, а где и в двадцать, но не более того.


1 В Жизнеописании Ликурга.
2 В Жизнеописании Солона.

Источник: Электронный альманах Арт&Факт № 3(7), 2007
http://artifact.org.ru

© 2018 издательство Лекстор, дизайн - Круглова Кристина, разработка - Кропотин Святослав