в корзине (0 шт.) на сумму (0.00) |
Платонов Константин Константинович
Платонов Константин Константинович (1906—1984), российский психолог, доктор медицинских (1953) и психологических (1972) наук, профессор (1954). Участник Великой Отечественной войны. Исследования в области психологии летного труда, проблем летательных способностей, оборудования кабины летательного аппарата и др.
Закончил Харьковский медицинский институт (1924), доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Научная деятельность П. началась в 20-е г.г.: он работает в Харьковском институте распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом институте (с 1925); проводит в эти годы свои первые исследования, издает первую книгу - учебное пособие по биологии для педагогических вузов. С 1950 по 1957 годы П. Преподавал курс "Психология труда" в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.
В 30 -е г.г. П. включается в психотехническое движение, создает на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах комплексные психотехнические лаборатории, разрабатывая пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводя психологический анализ профессий. С середины 30-х г.г. он начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935-1959). Им впервые был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков. П. - участник Великой Отечественной войны, прошедший в составе 16 воздушной армии путь от Сталинграда до Берлина и продолжая работать как специалист: он был заместителем флагманского врача армии, организовывал и проводил медико-психологические экспертизы боеспособсности летчиков. Имеет боевые награды: Орден Красной звезды, Красного знамени, Отечественной войны 1-й степени, медали. Им и под его редакцией подготовлен ряд трудов и учебных пособий по авиационной психологии, посвященных исследованию особенностей летного труда (Психология летного труда. М., 1948 (в соавт.); К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы. (сост. и ред.). М., 1980; Авиационная психология. 1963). В послевоенные годы сферой его исследования становится психология труда (Вопросы психологии труда. 1962, 1970), психология личности, социальная психология. П. обосновал и читал курс "Психология труда" на факультете психологии МГУ (1949-1958). С 1960 г. П - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем - Института психологии АН СССР, где он работал до последних дней своей жизни (1972-1984).
Области исследований: психология труда, социальная психология и психология личности, военная психология, авиационная психология, психология религии, медицинская психология, психологические аспекты профтехобразования. В работах П. значительное внимание уделяется рассмотрению методолого-теоретических оснований психологии, обоснованию и утверждению отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности, личностного опосредования психических явлений. С этих позиций им строится и исследуется вся система психологической науки (Система психологии и теория отражения. 1982; О системем психологии. 1972; Краткий словарь психологических понятий. 1981). Разрабатывая проблему личности, П. реализует структурно-генетический подход, рассматривая как ее структуру, так и взаимодействие разных ее компонентов в процессе развития. С позиций деятельностного подхода им и его учениками исследуются все важнейшие стороны психики человека: способности, характер, потребностно-мотивационная сфера. Личность определяется им как общепсихологическая категория, ибо она представляет собой одну из сторон человека, как носителя сознания. П. предлагает концепцию динамической функциональной структуры личности, интегрирующей в себе 4 ее процессуально-иерархические подструктуры с субординацией низших подструктур по отношению к высшим. В качестве основных подструктур им выделяются: направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На все указанные иерархические уровни им "накладываются" два интегральные личностные образования - характер и способности (Проблемы способностей. 1972). Методическим обеспечением выделения всех основных элементов и целостного описания личности в соответствии с концепцией динамической функциональной структуры личности стала разработанная П. карта личности, заполняемая по методу обобщения независимых характеристик. Исследования личности в учении П. органически связаны с разработкой проблем коллектива, являющегося одним из основных условий ее развития и воспитания (Коллектив и личность; О чертах личности нового рабочего; Труд и личность). Коллектив определяется им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества, то есть акцентирован деятельностный и содержательно-ценностной аспект группового взаимодействия. Рассматривается структура коллектива, динамика его поэтапного развития, место коллектива в системе общностей разного уровня, социальной ориентации и степени организованности. Предметом эмпирического исследования становятся различные внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: соревновательные отношения и соревновательная активность личности в коллективе, процессы коммуникации и развитие коммуникативных способностей человека в условиях совместной деятельности и взаимодействия, социально -психологический климат коллектива. П. был в числе первых ученых, обратившихся в 60-е г.г. к разработке социальной психологии в нашей стране, что обусловливало значительное внимание уделяемое им рассмотрению методологических проблем социальной психологии, определению ее предмета и проблемных областей, обоснованию методов исследования. Важным аспектом научной деятельности П. являлись его исследования в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности). П. - автор многочисленных научно-популярных изданий в области психологии (Занимательная психология), осуществлял большую работу по пропаганде психологических знаний.
В.А.Кольцова, 1996